Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Браславского райисполкома
Браславская гимназия
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, к сверстникам, к родителям. И оттого, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно – психического здоровья детей.
Подростковая депрессия – сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознаётся. Опасное потому, что может привести ребенка к самоубийству.
Причины подростковой депрессии
Причинами депрессии у подростка могут стать такие «сильнодействующие» факторы, как:
Особенности подростковой депрессии
Депрессию у подростков трудно распознать даже специалистам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков не наблюдается. Но, зная ребенка, родители могут обратить внимание на его мрачные фантазии, грезы наяву. Это легкая степень депрессии. Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разговор подростка слишком эмоционален. Волнуют его такие темы, как смерть и болезни.
При умеренной степени депрессии подросток выглядит подавленным и уже с первого взгляда можно сказать: «У этого подростка серьёзные проблемы».
Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело её скрывают. Никому и в голову не придёт, что он бесконечно несчастлив. Такую маску подростки надевают в присутствии посторонних людей.
Симптомы подростковой депрессии
Ухудшение внимания. В легкой степени подростковой депрессии характерно ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание, на какой либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, и он все более отвлекается. Об ухудшении внимания можно судить и по тому, как ребенок делает домашнее задания. Сконцентрироваться на работе ему все труднее, и кажется. Что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, что ведет к раздражительности, потому, что подросток начинает думать, что он « тупой». Всё это влияет на его самооценку.
Грёзы наяву. Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе.
Сначала он какое-то время способен сконцентрироваться на работе. Но если депрессия прогрессирует и внимание ухудшается, то подросток все меньше будет способен концентрироваться на работе. Мысли его где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае учителю легче, чем кому- либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимают за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака еще не позволяют поставить точный диагноз.
Плохие оценки. Из-за снижения внимания у подростка снижается успеваемость. Это ухудшение происходит постепенно, поэтому его редко связывают с депрессией. По сути дела, и родители , и учитель , как правило думают, что задания стали слишком трудны, для подростка или что он увлечен чем-то другим.
Соматическая депрессия. Когда депрессия переходит в среднюю стадию, подросток начинает страдать оттого, что называют соматической депрессией, т. Е. ее симптомы начинают проявляться на чисто физическом уровне. Например, подросток начинает испытывать физическую боль: в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Это вторичное проявление депрессии.
Уход в себя. В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве, что может подтолкнуть его к наркотикам. На этой стадии заболевания душевная и физическая боль подростка может усиливаться и временами быть просто нестерпимой, и он уже не в состоянии выносить её. Отчаяние настолько овладевает им, что он начинает искать хоть какой- нибудь выход.
Как помочь ребенку
Если же вам не удается облегчить состояние подростка, срочно обращайтесь к специалисту.
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у остальных профессионалов, которые непосредственно работают с людьми. В связи с этим возникает профессиональное выгорание.
Автором понятия «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) является американский психолог, практикующий психиатр Герберт Фрейденберг. В 1974 году он описал синдром эмоционального выгорания.
В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды.
Герберт Фрейденберг выделил
три составляющие синдрома эмоционального выгорания:
Основным фактором синдрома эмоционального выгорания является работа в социальной сфере (человек – человек). Но еще выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие этого синдрома.
Внутренние факторы, влияющие на развитие СЭВ:
- повышенная ответственность педагога к выполнению своих профессиональных функций;
- высокая эмоциональная включенность в деятельность, эмоциональная перегрузка;
- неумение регулировать собственное эмоциональное состояние;
- отсутствие навыков и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией, родителями;
Внешние факторы, влияющие на развитие СЭВ:
- загруженность в течение рабочего дня;
- несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткие временные рамки деятельности;
- неурегулированные организационные моменты деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка на рабочем месте.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
- Нестандартные ситуации, требующие новых подходов, знаний и умений;
- Проведение открытых уроков, мероприятий;
- Окончание учебного года;
- Начало деятельности после отпуска, каникул, курсов;
Для профилактики эмоционального выгорания:
- качественно и регулярно отдыхайте и расслабляйтесь: после напряженной интенсивной работы необходимо обязательно качественно отдохнуть. Нельзя пренебрегать этим инструментом. Качественный отдых, т.е. такой отдых, который нравится именно вам, необходим.
- позволяйте себе маленькие радости,
- давайте своему телу хорошую нагрузку,
- любите себя больше, чем свою работу,
- чередуйте работу и отдых на рабочем месте правильно.
Относитесь к профессиональному синдрому «эмоциональное выгорание» серьезно — это болезнь и тревожный звоночек вашего организма, а не банальное «я устал, я ухожу». Поэтому постарайтесь соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом, не забывать о своих победах, анализировать проблемы, а не закрывать на них глаза, найдите интересное вам хобби и распределяйте нагрузку.
Горите любовью к своей работе, а не выгорайте
- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
- при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
- при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
- расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
- тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Процесс адаптации в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
1. Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• здороваемся стоя;
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи
«Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».