Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Браславского райисполкома
Браславская гимназия
В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.
Для того чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические учреждения высшего образования наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.
Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.
Задачи профильной подготовки педагогической направленности:
Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.
В Браславской гимназии первая профильная группа педагогической направленности была открыта в 2016/2017 учебном году.
Выпускники профильных групп педагогической направленности при поступлении на педагогическую специальность зачисляются без вступительных испытаний по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования, при условии последующей обязательной работы по распределению не менее 5 лет. При этом выпускники в документе об образовании должны иметь отметки не ниже семи баллов и отметки не ниже восьми баллов по профильным предметам.
Учащиеся профильной группы педагогической направленности изучают отдельные предметы на повышенном уровне, а также в обязательном порядке осваивают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию» на протяжении 2-х лет (10, 11 класс).
В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.
Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс);
Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс);
Модуль 3. «Я в педагогической профессии» (XI класс);
Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).
Содержание Модуля 1 «В мире педагогической профессии» призвано сформировать представление учащихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.
Содержание Модуля 2 «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления учащихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности.
Изучив Модуль 3 «Я в педагогической профессии», учащиеся получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития.
Модуль 4 «Познай самого себя» позволит систематизировать знания учащихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности.
Миссия педагога, ведущего факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом. Благодаря личной заинтересованности и высокому уровню профессионализма педагога (Потапенко Л.К., учитель белорусского языка и литературы, высшей квалификационной категории) учащиеся с интересом посещают факультативное занятие «Введение в педагогическую профессию», ежегодно принимают активное участие в различных конкурсах педагогической направленности. (Представлены методические материалы из опыта работы на международную научно-практическую «Педагогические классы: опыт и перспективы» (БГПУ им. М. Танка, ноябрь 2018 г). Участие в проекте «Будущие педагоги о школе будущего» (был представлен видеоролик) (БГПУ им. М. Танка, февраль 2018). Участие в проекте «Студент на один день» (БГПУ им. М. Танка, март 2019). Участие в дистанционном конкурсе КВИЗ-вопросов (БГПУ им. М. Танка, апрель 2020). Работы учащихся отмечены дипломами областного уровня (2018 год)).
Педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных групп педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, проведение уроков в рамках «Дня самоуправления», подготовка и проведение воспитательных мероприятий, практика в гимназических лагерях и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
Ежегодно выпускники выбирают педагогическую профессию для продолжения образования, успешно поступая на педагогические специальности в УВО. За истекший период состоялось три выпуска групп педагогической направленности из которых четверо учащихся поступили в педагогические университеты (БГПУ им. М. Танка, Витебский государственный университет). Двое из них воспользовались целевыми направлениями, двое поступали на общих основаниях, успешно сдав ЦТ.