Что понимают под функциональной грамотностью

Данный термин ввел советский психолог и педагог А. Леонтьев. Под функциональной грамотностью он подразумевал умение правильно воспринимать и применять полученную информацию. По его мнению, основной упор нужно делать на чтение, которое является сложнейшим когнитивным процессом. При этом недостаточно уметь читать, нужно еще и понимать полученную информацию.

Ранее термин использовали в основном с целью ликвидации безграмотности. В 60-х важной целью было обучение взрослого населения основам чтения и письма для решения бытовых задач. Функциональная грамотность современного школьника трактуется шире. Она включает не только читательскую, но и математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, умение сочетать свои знания, умения, взгляды с людьми другой культуры при решении глобальных проблем.

Функционально грамотный человек умеет правильно работать с информацией – находить нужные данные, определять их правдивость и отбрасывать лишнее, проводить анализ, уметь применять на собственном опыте. При этом данный навык учителя должны помогать ребенку формировать на каждом уроке, а не только на литературе, ведь для разных сфер жизни могут понадобиться любые сведения.

Смысл функциональной грамотности заключается в выходе нашего понимания за пределы конкретного предмета или вдумчивой переработке всех знаний с целью поиска решений для конкретной задачи. Большинство учебников создавалось по другому принципу, поэтому в обычной жизни полученные навыки не всегда приносят нужный результат. Например, если вам попала в руки рекламная брошюра, то можно ее долго изучать или сконцентрировать внимание только на важной для себя информации, чтобы сразу осмыслить подходят ли такие условия.

Для чего она нужна

Люди с хорошим уровнем образования, но функционально безграмотные часто становятся беспомощными и зависимыми от мнения, решений других. Они становятся неспособными самостоятельно адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, что существенно снижает качество их жизни. Многие люди с высшим образованием теряют работу только потому, что не готовы к кардинальным переменам.

Формирование функциональной грамотности школьников, по словам педагогов, помогает детям понять, как обучение пригодится в дальнейшей жизни. С таким пониманием ребенок более увлеченно относится к урокам. У него появляется достойная мотивация к учебе.

Если брать в пример применение новых методик проведения уроков чтения, что старшие дети начинают лучше понимать смысл текста, разбираться в его глубоких нюансах. Это рождает любовь к книгам, другим источникам информации и вообще к познавательному процессу. Также исчезает множество проблемных моментов в учебе.

Развитие критического мышления помогает не просто понять данные, а сформировать их в нужную цепочку, проанализировать и принять адекватное решение. Формирование этого навыка позволит предотвратить манипулирование, которое часто встречается во взрослой жизни. У ребенка уже в школьные годы начнут формироваться правильные понятия, он не попадет под влияние других, сможет легко отличить фальшь и избежать опасности.

Анализ математических задач на функциональную грамотность помогает детям решать многие жизненные задачи. Учитель может предложить детям посмотреть дома и записать показания водяного счетчика, а затем на основании существующего тарифа определить сумму оплаты. Такой подход очень нравится школьникам, они по-другому начинают воспринимать повседневные задачи.

Благодаря современному подходу дети учатся применять школьные и другие знания в жизненных ситуациях, что существенно развивает их мышление.

Как развить

На формирование функциональной грамотности школьников на уроках влияют следующие факторы:

применяемые в учебном заведении методики обучения;
установленные образовательные стандарты;
посещение ребенком дополнительных кружков, развивающих различные навыки;
активное участие родителей в процессе обучения;
система оценивания достижений школьников;
возможность школы регулировать учебный план на свое усмотрение.
Самым эффективным методом считается работа детей над задачей в группе или паре. У каждого школьника свое видение решения, поэтому совместные обсуждения помогают проанализировать каждый результат и выбрать наиболее оптимальный. Сюда относят различные деловые игры, создание проектов. Если групповые занятия проводить педагогу не всегда удобно, то организовать работу учащихся в паре можно всегда. К плюсам такой методики относят и развитие коммуникативного общения, ведь для достижения результата дети учатся слушать, понимать друг друга. 

Формирование функциональной грамотности учащихся

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ V–XI КЛАССОВ

 

 
поделиться в: